Оборудование для вывоза строительного мусора


Показатели технико-экономической эффективности оборудования


Назад Оглавление Вперед


Система показателей, определяющих эффективность машин, базируется на математических моделях, которые представляют собой зависимости, позволяющие рассчитать эффективность работы объекта или отдельных его элементов.

Показатель эффективности оценивает степень приспособления системы к выполнению поставленных технологических задач при экономии энергетических, материальных, трудовых и экологических ресурсов по сравнению с существующими методами и средствами ведения работ. На этапе проектирования показатели рассчитывают по теоретическим зависимостям, на этапе эксплуатации - по величинам, непосредственно замеряемым в процессе производственного эксперимента.

Показатели, определяющие эффективность машины, разделяют на три группы: показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства объекта и качество; экономические показатели; показатели конкурентоспособности. С наибольшей полнотой эффективность машины устанавливают по показателям первой и второй групп.

Показатели, определяющие технические и эксплуатационные свойства и качества (коэффициент их весомости К = 0,4). Классификационные показатели (К= 0,016) определяют принадлежность машины к той или иной типоразмерной группе. При оценке уровня конкурентоспособности машин эти показатели используют для выбора машины-аналога (эталона) и в дальнейшей оценке их не учитывают. Классификационные показатели содержат главный и несколько основных параметров машин, а также показатели, определяющие конструктивную разновидность машины (тип базового трактора, базового шасси и др.).

Показатели назначения и технико-экономические показатели (К = 0,072) характеризуют эксплуатационно-производственные возможности машины и уровень технического совершенства ее конструкции (мощность привода, скорости, высоту подъема, массу, количество видов сменного рабочего оборудования, производительность, удельные показатели и др.).

Показатели надежности {К = 0,076) характеризуют ресурс до первого капитального ремонта (или до списания, если машина не подвергается капитальным ремонтам); наработку на отказ; трудоемкость технического обслуживания и ремонта. Эти показатели существенно влияют на производительность и другие показатели.

Показатели технологичности (К = 0,036) характеризуют эффективность и рациональность конструктивных решений, составляющих основу конструкции машины. Показатели стандартизации и унификации (К = = 0,04) характеризуют насыщенность машины модульными, стандартными и унифицированными составными частями и определяются коэффициентами применяемости и повторяемости. Патентно-правовые показатели (К = 0,05б) характеризуются критериями патентной чистоты и территориального распространения. Критерий патентной чистоты определяет возможность беспрепятственной реализации изделия за рубежом. В случае отсутствия патентной чистоты машина не является конкурентоспособной.

Эргономические (К = 0,026) и экологические (К = 0,03) показатели характеризуют соответствие машины нормированным санитарно-гигиеническим условиям работы машины при ее эксплуатации (вибрации, уровню шума в кабине, выделению вредных веществ и др.).

Показатели технической эстетики (А = 0,03) (по композиционной целостности формы, функциональной целесообразности формы и товарному виду) определяются экспертным методом. Показатели безопасности (А= 0,038) характеризуют обеспечение безопасности при эксплуатации машины. Последние три показателя оцениваются для конкретных видов машин в основном в баллах. Показатели безопасности выбирают исходя из требований международных и национальных стандартов и норм, а также действующих законодательств стран, где эксплуатируется машина.

Показатели, определяющие экономические свойства (К=0,34) характеризуют затраты потребителя на приобретение машины (К= 0,16) (цена, транспортирование, монтаж, наладка и др.) и затраты на эксплуатацию (К = 0,18), включающие затраты на оплату труда обслуживающего персонала, на топливо и смазочные материалы, энергию, основные и вспомогательные материалы и др.

Конкурентоспособность машины определяют также показатели условий продажи, престижно-рекламного и сервисного обслуживания.

Систему показателей оценки эффективности машин формируют на базе анализа интегрального показателя - приведенных удельные, затрат. Последний, с учетом соответствующих связей и ограничений, наиболее полно отвечает рассмотренным требованиям и позволяет оценить эффективность машины как в сфере производства, так и в сфере эксплуатации.

Для получения системы показателей эффективности машин приведенные затраты определяют отдельно для каждой из основных подсистем машины. Для подсистемы энергетического обеспечения (двигатель) затраты пропорциональны установленной мощности N двигателей; для технологической подсистемы - пропорциональны массе машины М, для подсистемы жизнеобеспечения (кабина, элементы управления) затраты не зависят от N и М; затраты на оператора и обслуживающий персонал пропорциональны массе машины и числу n обслуживающих рабочих.

Важной величиной является обобщенный показатель оценки эффективности по снижению энерго- и материалоемкости, а также выработки одного рабочего

Эта величина представляет собой отношение энергоемкости ТУуд к удельной производительности, приходящейся на единицу выработки. Эта величина также может быть записана в форме связи от натуральных показателей

При учете выработки одного рабочего обобщенный показатель эффективности обратно пропорционален производительности в третьей степени. Это указывает на важность в системе оценки эффективности машин такого показателя, как производительность.

Анализ полученных выражений для интегрального показателя позволяет получить систему обобщенных, удельных, относительных и натуральных показателей, каждый из которых находится в иерархической связи с другими. Все параметры и показатели нижнего уровня входят в показатели более высокого ранга. Математические выражения и область применения показателей приведены в табл. 7.1.

Назад Оглавление Вперед


Яндекс.Метрика