Оборудование для вывоза строительного мусора


Машины для сбора и вывоза жидких бытовых отходов


Назад Оглавление Вперед


Для сбора и вывоза жидких бытовых отходов предназначены вакуум-машины, которые обеспечивают извлечение жидких бытовых отходов из выгребных ям и их транспортирование к местам обеззараживания. Машины этого назначения имеют общую принципиальную схему работы — в емкости для нечистот создается вакуум, в результате которого нечистоты по всасывающему рукаву, опущенному в яму, поступают в цистерну.

В настоящее время изготовляют два основных типа вакуум-машин, различающихся грузоподъемностью базового шасси и конструктивным оформлением.

Наиболее распространенным типом маншны, составляющим в основном парк этих технических средств, являются маншны КО-503 на базе автомобиля ГАЗ-53А (рис. 2.5). Маншна состоит из цистерны, вакуум-насоса, трубопроводов, заборного рукава, механизмов привода насоса и двух ящиков, одновременно являющихся облицовкой маншны.




Рис. 2.5. Вакуум-машина КО-503:

1 - трубопровод; 2 - сигнально-предохранительное устройство; 3 - цистерна; 4 - яшик шланга; 5 ~ смотровое окно; б - всасывающий шланг; 7 - вакуум-насос; 8 - глушитель вакуум-насоса; 9 ~ четырехходовой кран; 10 - промежуточный бачок

Цистерна цилиндрической формы со сферическими днищами имеет в верхней передней части горловину, на крышке которой установлено сигнально-предохранительное устройство и к которой подведен патрубок трубопровода от вакуум-насоса. На заднем днище цистерны в нижней его части установлен приемный лючок с запорным устройством. Цистерна прикреплена с помощью стремянок к лонжеронам базового шасси с уклоном в 30° в сторону слива. Приемный лючок служит для присоединения к цистерне заборного всасывающего рукава. Доступ из рукава в цистерну перекрывается запором, управляют которым с помощью рукоятки-рычага.

Вакуум-насос - лопастного типа, в его корпусе эксцентрично установлен ротор, в пазах которого перемещается шесть лопаток. Вакуум-насос работает от двигателя автомобиля с помощью коробки отбора мощности, прифланцованной с правой стороны коробки передач, карданного вала и клиноременной передачи. На корпусе насоса, размещенном на специальной раме за кабиной водителя, закреплен масляный бак, служащий для смазывания подншпников и рабочей поверхности корпуса насоса. Масло из бака подается под давлением воздуха, поступающего из напорного патрубка насоса, который снабжен глушителем.

Трубопровод машины служит для соединения всасывающего или напорного патрубка вакуум-насоса с цистерной (рис 2.6). Трубопровод снабжен четырехходовым краном, при изменении положения рукоятки которого цистерна соединяется с всасывающим или напорным патрубком вакуум-насоса. В первом случае в цистерне образуется разрежение, необходимое для перемещения нечистот из выгребной ямы в цистерну, а во втором — давление, служащее для опорожнения цистерны. Трубопровод имеет промежуточный бачок, служащий для улавливания конденсата, образующегося при эвакуации воздуха из цистерны вакуум-насосом.

Сигнально-предохранительное устройство обеспечивает остановку вакуум-насоса при заполнении цистерны до заданного уровня, перекрытие всасывающего трубопровода во избежание поступления нечистот в трубопровод и вакуум-насос, ограничение давления и разрежения в цистерне. Для этого устройство имеет датчик уровня, который при заданном уровне наполнении цистерны останавливает двигатель. Ограничение давления и разрежения в цистерне достигается с помощью предохранительных клапанов.

Заборный всасывающий рукав снабжен на одном конце накидной гайкой для присоединения к приемному лючку цистерны, а на другом металлическим наконечником, опускаемым в выгребную яму.




Рнс. 2.6. Принципиальная схема машины КО-503:

1 - вакуум-насос: 2 - всасывающий патрубок насоса; 3 - масляный бачок; 4 -Промежуточный бачок; 5 - трехходовой кран; 6 - сигнально-предохранительное устройство; 7 – цистерна; 8 - всасывающий шланг; 9 - промывочный шланг; 10 - промывочный бачок; 11 - глушитель насоса; 12- газоотборпая коробка

На корпусе лючка имеется кран, который после заполнения цистерны открывается, в результате чего снимается разрежение во всасывающем шланге и заполняющие его нечистоты сливаются в выгребную яму.

Облицовка машины выполнена в виде двух ящиков, расположенных с правой и левой сторон цистерны. В эти ящики укладьшаются заборный рукав, скребок для удаления из цистерны твердых осадков, попадаюищх в цистерну с нечистотами, а также необходимый инструмент. Кроме того, в левом ящике установлен бачок с водой и рукавом, служащими для обмыва заборного рукава от остатков нечистот. Съем всасывающего, заборного рукава, его установка и подъем из выгребной ямы, а также укладка на машину осуществляются вручную.

Для механизации этого процесса имеется несколько устройств, одно из которых используют на машине КО-508. Эту машину изготовили небольшой партией путем доукомплектования вакуум-машины КО-503 указанным устройством, установленным на цистерне с правой ее стороны. Устройство состоит из направляюищх, закрепленных вдоль цистерны на ее обечайке, по которым может перемещаться барабан с рукавом, пневмоцилиндра, канатной системы манипулятора и всасывающего рукава.

В верхней части обечайки цистерны у заднего днища установлен дополнительный шибер для присоединения одного конца всасывающего рукава, который охватывает барабан-каретку, размещенную в транспортном положении машины в передней части цистерны. Поршень пневмоцилиндра соединен с барабаном канатом, который направляется четырьмя блоками, образуя замкнутую систему. Пневмоцилиндр с помощью крана соединен с всасывающей линией машины.

Другой свободный конец всасывающего рукава укладьшается на манипулятор, установленный в задней части машины и представляющий собой шарнирно закрепленный рычаг, поворачивающийся вместе с рукавом. Рукав у манипулятора проходит через два ролика, препятствующих боковым смещениям рукава, обеспечивающих при этом его перемещение вдоль оси.

Устройство работает следующим образом. Пневмосистема при открытом кране создает в пневмоцилиндре вакуум, под действием которого поршень начинает перемещаться. Канат передает усилие на каретку, и она начинает двигаться по направляющим вместе с всасывающим рукавом к заднему днищу цистерны. Тем самым через направляющие ролики манипулятора начинается вьдвижение рукава. С помощью манипулятора происходит корректировка положения наконечника всасывающего шланга и его направление в выгребную яму. После заполнения цистерны поршень пневмоцилиндра, перемещаясь, натягивает канат, который смещает каретку вместе с рукавом в переднюю часть машины, обеспечивая при этом извлечение рукава из выгребной ямы и его установку в исходное транспортное положение.

Модификацией вакуум-машины КО-503 является машина УК-19, используемая для очистки выгребных ям в домах без канализационных систем при применении системы совместного сбора бытовых отходов (рис. 2.7). Эта система предусматривает сбор твердых отходов и помоев в общую емкость и ее опорожнение в выгреб. Исключением являются крупногабаритные отходы размером более 250 мм, которые укладываются в специальный мусоросборник.

Вакуум-машина для обслуживания этой системы имеет в левой задней части цистерны специальный барабан, ось вращения которого размещена в плоскости, перпендикулярной к продольной оси машины. На периферии барабана в специальных направляющих размещен всасываюцщй рукав, один конец которого через специальное сальниковое устройство на оси барабана соединен с полостью цистерны.

Направление вращения барабана с всасывающим рукавом с помощью специального привода может изменяться, обеспечивая тем самым разматывание рукава при его подаче в выгреб и после заполнения цистерны извлечение рукава из выгреба и укладку его на барабане. Всасывающий рукав с полостью цистерны соединен с помощью шиберной заслонки, рычаг управления которой находится вблизи барабана. Благодаря такой конструкции рукав подается в выгреб при вращении барабана и от оператора требуется только направлять его в удобное для извлечения отходов место. Управление муфтой привода барабана во вращение, так же как и шиберной заслонкой всасывающего рукава, размещено у заднего днища цистерны.

Механизация операций по перемещению рукава в данной машине является непрерывным условием, так как применяется рукав диаметром 200—250 мм, имеющий большую массу.




Рис. 2.7. Вакуум-машина УК-19;

1 - цистерна; 2 - прижимной ролик; 3 - барабан; 4 - рычаг управления клапаном всасывающего шланга; 5 - сливной люк; 6 - конический редуктор; 7 - вакуум-насос

Машина КО-505 на шасси автомобиля КамАЗ-53213 получила сравнительно небольшое распространение. Это объясняется размерами машины, препятствующими въезду на дворовые территории небольшой площади домов без канализационных систем. Данную машину проектировали для использования при очистке выгребных ям большой вместимости 50—100 м, которые служат для приема жидких нечистот из домов, оборудованных системой канализации, но не присоединенной к городским канализационным сетям.

Машина состоит из двух цистерн, вакуум-насоса, трубопровода, всасывающего рукава, устройства для его укладки, систем обмыва рукава и отогрева, гидравлической и пневматической систем, механизмов привода и облицовки. Цистерны цилиндрические с днищами сферической формы. Каждая из них помещена на трех опорных кронштейнах и прикреплена с помощью стремянок к лонжеронам базового шасси с наклоном в сторону слива. В цистернах для гашения гидравлических ударов, которые могут возникнуть при движении машины, установлены по три волнореза. На задних днищах каждой цистерны размещены смотровые стекла и сливные лючки с шибером. В передних частях цистерн имеется горловина; на крышке левой цистерны установлено сигнальнo-пpeдoxpaнитeльнoe устройство.

Вакуум-насос, такой же конструкции, как на машине KO-5G3, размещен между кабиной водителя и цистернами. Насос соединен с цистернами трубопроводами, на которых смонтированы бачок-отстойник, четырехходовой кран и глушитель.

Всасывающий рукав размещен в специальном пенале, расположенном вдоль оси машины между цистернами. Подача рукава обеспечивается лебедкой, которая приводится в действие гидромотором.

Между цистернами в задней их части смонтирована приемная камера, с помощью которой цистерны соединены между собой. К нижней части камеры с помощью пневмомеханизма присоединен конец всасывающего рукава. Кроме того, камера имеет клапан, который перекрывает отверстие для присоединения всасывающего рукава. Таким образом, после присоединения всасывающего рукава к приемной камере и образования в цистернах нужного разрежения клапан открывается, обеспечивая тем самым соединение полостей цистерн с выгребом и возможность их заполнения нечистотами.

Для обмывания всасывающего рукава на машине имеются два бака; в большом баке транспортируется вода, которая самотеком поступает в бак малого объема. В малом баке создается давление воздуха, обеспечивающее подачу воды при обмыве всасывающего рукава.

При работе машины в условиях низких температур предусмотрен обогрев приемной камеры, для чего используется теплота отработавших газов двигателя, которые отводятся от глушителя металлическими рукавами.

Гидросистема состоит из масляного бака, шестеренного насоса, двух гидромоторов, дросселя, гидрораспределителя. Масло из шесте-

репного насоса через гидрораспределитель поступает в гидромотор привода вакуум-насоса или в гидромотор привода механизма укладки рукава. Для контроля за работой гидросистемы (за давлением масла в нагнетательном и сливном трубопроводах) имеются два манометра. Частота вращения гидромотора привода механизма укладки рукава регулируется дросселем.

Пневмосистема машины соединена с помощью пневмокрана с пневмосистемой шасси автомобиля и служит для управления коробкой отбора мощности, устройством присоединения заборного рукава и открыванием и закрыванием клапана приемной камеры. Для привода механизмов машины служит коробка отбора мощности. К фланцу коробки отбора мощности прикреплен масляный насос, вал которого входит во внутренние шлицы вала коробки. Сигнально-предохранительное устройство аналогично тому, которое применено на машине КО-503.

Характеристика вакуум машин приведена в табл. 2.4.

Основы расчета. При расчете вакуум-машин рассмариваются следующие наиболее важные вопросы.

В зависимости от заданных эксплуатационных показателей, глубины очищаемых колодцев и вместимости цистерны определяют параметры и режимы работы вакуум-насоса. Полученные на этом этапе расчета данные используют затем для расчета на прочность основных деталей и узлов машины.

Определение вакуума при эвакуации жидких отходов из колодца 2.4. Техническая характеристика вакуум-машин


Показатель

КО-503

КО-505

КО-508

j УК-19

Базовое шассн

ГАЗ-53А

КамАЗ-53213

ГАЗ-53А

ГАЗ-53А

Полезная вместимость цистер-

3,25

10

3,55

3,2

ны, м

       
Наибольшая высота всасыва-

3,5

4,5

4


3,5

ния, м

     
Всасывающий рукав, мм:

       
длина

4500

6000

4500

4000-8000

внутренний диаметр

100

100

100

200-150

Наибольшее разрежение, созда-

50

75

75

75

ваемое в цистерне, %

       
Наибольшее давление, создавае-

0,06

0,06

0,06

0,04

мое в цистерне, МПа

       
Подача вакуум-насоса, м/ч

165

240

240

165

Размеры, м:

       
длина

6,6

8,2

6,4

6,6

ширина

■ 2,2

2,5

2,2

2,2

высота


2,6


2,83


2,6


2,8

Масса, КГ:

машины

3700

10500

3750

4200

специального оборудования

950

3120

1000

1450


Я - максимальная высота подъема нечистот в конце Процесса заполнения цистерны, Я = Яд + Яв (Яв - заданная максимальная глубина очищаемого колодца или выгреба; Яд - максимальная высота подъема нечистот над дорожным покрытием Плотность р нечистот колеблется в широких пределах (от 1000 до 1200 кг/м ). При расчетах рекомендуется принимать р = 1100 кг/м. Следует учитывать, что система воздухопроводов, рукава и цистерны обычно не имеют полной герметичности, поэтому максимальное разрежение Hj = 1,2 Н .

Определение параметров и режимов работы вакуум-насоса. Главным параметром вакуум-машины является вместимость цистерны, которая определяет подачу вакуум-насоса. Обычно на вакуум-машинах применяют насос ротационного типа с пластинами, перемещаемыми под действием сил инерции и реакции корпуса насоса. Подача (м/мин) такого насоса

Мощность, необходимая для работы вакуум-насоса, в процессе наполнения цистерны изменяется и является наибольшей в начальный период работы, когда в цистерне нормальное атмосферное давление.

Назад Оглавление Вперед


Яндекс.Метрика