Оборудование для вывоза строительного мусора


Поливочно-моечные машины


Назад Оглавление Вперед


Поливочно-моечные машины предназначены для мойки асфальто- и цементобетонных дорожных покрытий с помощью веерообразных плоских струй, направленных в сторону от машины по направлению к прилотковой полосе.




Рис. 1.8. Схема водяной системы поли-вочно-моечной машины ПМ-130:

1 - насадок; 2 - напорная линия; S - манометр; 4 - вентиль; 5 - центробежный Насос; 6 - всасывающая линия; 7 - заборная труба; 8 - центральный клапан; 9 - фильтр; 10 -цистерна



После смывания на прилотковой полосе задерживается около 50% отделенных загрязнений, а вода с наиболее мелкими фракциями загрязнений поступает в колодцы водосточной сети. Таким образом, машина не убирает загрязнения, а только отделяет частицы от поверхности дорожного покрытия и перемещает их на прилотковую полосу. Кроме того, машину применяют при наличии уклонов и правильной профилировке поперечного сечения дороги для смывания в колодцы водосточной сети загрязнений, расположенных в прилотковой полосе. Как правило, конструкция машины позволяет поливать дорожные покрытия, чем обеспечивается снижение запыленности придорожных слоев воздуха, и изменять показатели микроклимата придорожной зоны. Эти машины также можно использовать для полива зеленых насаждений и тушения пожаров.

Поливочно-моечные машины отечественной конструкции имеют общую принципиальную схему устройства.

Вода из цистерны, размещенной на базовом шасси машины, поступает в насосную установку, которая подает жидкость в напорный трубопровод, заканчивающийся рабочими органами машины — моечными насадками (рис. 1.8). Насадка образует плоскую веерообразную струю, направленную под небольшим углом к дорожному покрытию. При встрече струи с дорожным покрытием происходит отделение загрязнений, смывание их и перемещение по направлению к прилоткоюй полосе.

Основным широко распространенным типом поливочномоечной машины, более десяти лет изготовляемой промышленностью, является машина ПМ-130Б. За этот период модернизация коснулась только второстепенных устройств машины. Городские предприятия располагают сравнительно в небольшом количестве универсальной машиной КДМ-130, предназначенной для содержания автомобильных дорог. Принципы работы и конструкции машин КДМ-130 и ПМ-130Б аналогичны.

В настоящее время в очередной раз модернизируют машину ПМ-130Б. Модернизация направлена в основном на изменение формы цистерны, конструкции и расположения яшиков для инструмента и вспомогательного оборудования. Кроме того, на модернизированной машине, получившей индекс КО-002, установлен третий моечный насадок с правой стороны машины за кабиной водителя. Планируется в течение ближайшего времени заменить цетробежный насос более мощным, который позволит осуществлять мойку дорожных покрытий высоконапорной струей.

Сущность высоконапорного метода мойки дорожных покрытий состоит в следующем. Энергия, которая передается струей загрязнениям, смываемым с дорожного покрытия, пропорциональна массе воды и ее скорости. Исследования, проведенные в эксплуатационных условиях, показали, что имеется возможность дальнейшего повышения скорости рабочей струи при соответственном сокращении массы воды. При реализации такого перераспределения показателей, определяющих энергию струи, появляются перспективы снижения удельного расхода воды при мойке и, следовательно, соответствующего повышения производительности машин.

Результаты исследований показали, что имеется возможность снизить удельный расход воды при мойке почти в 2 раза, при увеличении напора, поступающей к насадку воды в 3—4 раза. С учетом этих результатов разработана новая комбинированная уборочная машина КО-802 на базе автомобиля КамАЗ-53213, прошедшая заводские испытания и рекомендованная приемочной комиссией к промышленному освоению.

Для работы в летнее время машина снабжена поливочно-моечным оборудованием, которое для работы машины в зимнее время заменяют оборудованием для распределения пескосоляной смеси и реагентов. В настоящее время изготовлена партия этих машин.

В течение последних лет за рубежом главным образом на машинах, используемых для уборки тротуаров, появилось устройство нового типа для мойки покрытий. Это устройство представляет собой трубу напорной сети. Труба прикреплена к машине спереди под небольншм углом к поперечной ее оси. На трубе через 250-350 мм установлены насадки, подающие на дорогу веерообразные струи. Струи встречаются с поверхностью дороги под углом 70—80 градусов;, смывают загрязнения и перемещают их вместе с водой несколько вперед и в сторону от машины.

Основное преимущество такого способа мойки состоит в снижении удельного расхода воды. Однако, как и при высоконапорной мойке, это достигается путем увеличения давления до 1,2-1,6 МПа.

Кроме того, для уборки городских дорог используют поливочно-моечное оборудование универсальной уборочной маншны КО-705, выполненное в виде прицепа к базовому тягачу - трактору Т-40АП. Поливочно-моечная машина ПМ-130Б для круглогодичного использования базового шасси снабжена съемным плужно-щеточным оборудованием. Это оборудование применяют при очистке дорожных покрытий от свежевыпавшего снега, и оно является основным при выполнении этого вида работ.

Поливочно-моечное оборудование этой машины состоит из цистерны, узлов ее крепления к лонжеронам базового шасси, системы трубопроводов, соединяющих цистерну с центробежным насосом и подающих воду под давлением в два моечных насадка, размещенных впереди базового шасси.

Цистерна сварная овальной формы, в передней верхней части имеется люк-лаз для доступа внутрь цистерны. Для предотвращения действия волновых инерционных нагрузок при резком торможении и ускорениях во время движения машины внутри цистерны установлено два волнореза. В нижней части цистерны имеется грязевик-отстойник. Цистерна наполняется водой из водопроводной сети с помощью специальной заливной трубы, которая соединяется шлангом со штендером и гидрантом, а также из водоема. Для этого на дне цистерны вокруг центрального клапана вварена обечайка, служащая для удержания в цистерне некоторого количества воды, необходимого для заполнения всасывающей системы и водяного насоса при заборе воды из водоема.

Внутри цистерны вмонтирована контрольная труба с надставком, по которой определяют момент заполнения цистерны водой. Изменение положения надставка или его демонтаж позволяет регулировать степень заполнения цистерны водой. Из цистерны в насос вода подается по трубопроводу, снабженному фильтром и центральным клапаном. Центральный клапан служит для соединения и разобщения цистерны с центробежным насосом. Для предотвращения попадания засорений в центробежный насос и насадки фильтр устанавливают перед центральным клапаном, благодаря чему вода, поступающая из цистерны в насос, проходит через фильтр. Для периодической очистки фильтр выполнен разъемным.

Насос с помощью узлов крепления размещен на правом лонжероне автомобиля. Всасывающий патрубок насоса соединен трубопроводом с центральным клапаном и системой для заполнения цистерны из водоема. Напорный патрубок насоса соединен с трубопроводом, позволяющим через вентиль подавать воду в цистерну, что необходимо для ее заполнения из водоема, а также в поперечный трубопровод. Трубопровод заканчивается по обе стороны машины вентилями для присоединения шлангов при поливке зеленых насаждений и тушении пожаров.

К поперечному трубопроводу присоединен напорный трубопровод, ведущий к моечным насадкам, расположенным в передней части машины. На этом отрезке напорного трубопровода имеется штуцер для подключения манометра, установленного в кабине водителя. Моечные насадки закреплены в двухколенном шарнирном угольнике, имеющем стяжное устройство. Это устройство позволяет изменять положения насадков в вертикальной и горизонтальной плоскостях относительно поверхности дорожного покрытия и тем самым обеспечивает надлежащую установку насадков при мойке и поливке. На машине ПМ-130Б установлена коробка отбора моищости РК-12Б, которая передает крутящий момент от двигателя базового шасси через карданный вал центробежному насосу (рис. 1.9). Кроме того, коробка отбора мощности приводит непосредственно масляный насос и с помощью карданного вала редуктор привода цилиндрической щетки снегоочистительного оборудования. Машина снабжена гидросистемой, обеспечивающей подъем в транспортное и опускание в рабочее положение снегоочистительного оборудования — плуга и цилиндрической щетки. При работе поливочно-моечного оборудования используют только один гидроцилиндр общей гидравлической схемы машины, с помощью которого из кабины водителя управляют центральным клапаном.




Рис. 1.9. Кинематическая схема машины ПМ-130Б: 1 - масляный насос; 2 - центробежный насос; 3 - раздаточная коробка; 4- конический редуктор; 5 - цепная передача

Дорожные покрытия, как указывалось, моют с помощью двух моечных насадков, размещенных спереди машины и установленных так, чтобы струи воды смывали загрязнения в правую или левую сторону от машины. Поливка является вспомогательной операцией и для ее выполнения используют те же моечные насадки. Для поливки их размещают симметрично относительно продольной оси машины и несколько вверх, чтобы обеспечить обработку полосы дороги шириной 15—18 м. Следует отметить, что при таком использовании моечных насадков не достигается требуемая при поливке равномерность распределения воды по поверхности дорожного покрытия.

Комбинированная машина КДМ-130А представляет собой базовое шасси ЗИЛ-130, на котором смонтировано сменное оборудование — поливочно-моечное для работы в летнее время и плужно-щеточное снегоочистительное, а также оборудование для распределения технологических материалов для работы в зимнее время. Поливочно-моечное оборудование машины КДМ-130А и ПМ-130Б различается только деталями конструкции.

Характеристика поливочно-моечных машин приведена в табл. 1.3. Основы расчета. 1.3. Техническая характеристика поливочно-моечных машин


Показатель ПМ-130Б

КО-002

КДМ-130А

КО-802

Базовое шасси ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

КамАЗ-53213

Вместимость цистерны, л Ширина, м; 6000

6450

6000

11000

мойки 7

5-е ,5

До 8

5

поливки Средний расход воды, л/м 16

14-20

15-18

До 15

при мойке 1

1-1,1

1-1,1

0,7

при поливке Рабочая скорость, км/ч; 0,25

0,2-0,3

0,2-0,3

0,3

при мойке 10-18

20

20

10-19

при поливке Размеры, мм: 18

20

20

16-25

длина 6710

7750

6800

8300

ширина 2420

2890

2700

2500

высота Масса, кг ; 2750

2750

2750

3100

машины без воды 4985

4995

5210

10000

специального оборудования 1350

1360

1508

3000


Методика расчета поливочно-моечных машин предусматривает определение основных параметров и режимов рабочих органов, установление оптимального их расположения на машине, определение затрат энергии при выполнении различных элементов рабочего цикла и операций. На основании результатов этих расчетов, общей характеристики параметров базового шасси, допускаемых нагрузок на его мосты, уточняют вместимость цистерны для воды, определяют общую компоновку машины, ее производительность, а также вьшолняют расчет на прочность основных узлов машины.

Определение положения насадков на машине. Положение насадков должно обеспечивать промывание полосы дорожного покрытия наибольшей ширины и перемещение в сторону от полосы смытых загрязнений. Для определения этого положения составляют схему габаритов базового шасси, на которую наносят места расположения насадков, форму и положение рабочих струй. При этом учитывают, что для получения наибольшей ширины промьшаемой полосы расстояние между передними насадками в направлении перпендикулярном к продольной оси машины должно быть максимально возможным, но не более ширины машины.

Обычно на машине установлены три моечных насадка, из которых два размещены перед машиной и один - за кабиной водителя перед правым задним колесом (рис. 1.10).






Рис. 1.10. Схема расположения водяной Рис. 1.11. Схема положения насадков струи при мойке

Мойку дорог производят двумя передними или левым передним и задним насадками. Так как задний насадок размещен на некотором расстоянии от переднего, то при мойке левым передним и правым задним насадками возможен некоторый разрыв между линиями встречи струй, обычно не превышающий 0,5 м. Ширина промываемой полосы в этом случае больше той, которая получается при мойке двумя передними насадками.

Основным требованием при выборе положения линий встречи является обеспечение перемещения смытых загрязнений. Для этого насадки устанавливают так, чтобы любая из элементарных струек рабочей струи бьша направлена в сторону перемещения смываемых загрязнений. В то же время для избежания вьпадения частиц смытых загрязнений на очищенную полосу, следует так располагать насадки, чтобы струя воды с загрязнениями, смываемыми в направлении правой прилотковой полосы рабочей струей переднего левого насадка, подхватьшалась рабочей струей насадка, расположенного сзади, или правого переднего насадка.

Необходимые положения линии встречи струй с дорожным покрытием и ее длина достигаются в том случае, когда выходное сечение насадка располагают под некоторым углом к дорожному покрытию. Поэтому для обеспечения принятого на рис. 1.10 положения линий встречи рабочей струи с дорожным покрытием надо знать соответствующие координаты установки выходного сечения насадка. Как указывалось, при наличии водосточной сети и уклонов проезжей части дорог поливочно-моечная машина может смешать с помощью струи накапливаемые после мойки загрязнения в водоприемные колодцы. Для надлежащего выполнения этой операции необходимо также определить оптимальные положения правого переднего специального и левого переднего насадков, используемых для предотвращения растекания смывающей струи при отсутствии надлежащего поперечного профиля дорожного покрытия. В этом случае на схеме строят положение линий встречи рабочих струй передних насадков с дорожным покрытием и по формулам определяют необходимые положения насадков.

Определение площади выходного отверстия насадка и его формы. Для упрощения производства маишны и ее эксплуатации обычно насадки изготовляют одинаковой конструкции независимо от их размещения на машине. Поэтому через каждый из насадков должен подаваться на дорогу половина всего расхода воды, т. е. б = 2Q .

Суммарный расход через насадки

Q = BqY ,

где q - удельный расход воды при мойке или поливе, л/м ; В - ширина захвата,м. Расход воды через насадок (м /с)

Если рассмотреть положение линий встречи рабочей струи при выполнении мойки или поливки, то можно заметить, что отдельные струйки одинакового поперечного сечения обрабатывают дорожное покрытие различной ширины. В связи с этим, а также с учетом того, что сила удара рабочей струи пропорциональна расходу воды через насадок, можно сделать вывод: количество энергии и количество воды в каждой струйке должны быть переменными, зависящими от обрабатываемой площади. При поливке дорог необходимо, чтобы покрытие смачивалось одинаковым количеством воды, зависящим от удерживающей способности поверхности дорожного покрытия. Поливка дорог должна производиться из распылителя, расположенного спереди, или из двух распылителей, смонтированных по бокам машины. Мощность, необходимая для работы насосной установки, изменяется в зависимости от выполненной операции.

Наибольшие напор у входа в насадок и расход воды бывают во время мойки дорожных покрытий. Поэтому обычно мощность, необходимую при работе машины, определяют при выполнении этой операции. Работа машины сопровождается постепенным расходованием воды, что обусловливает соответствующие уменьшения массы машины и мощности. Тем не менее, за расчетный режим принимают режим с заполненной цистерной, и при этом определяют максимально возможный подъем местности, на котором может работать машина.

Для этого путем соответствующих пересчетов частоты вращения насоса определяют режим работы двигателя на основных первой и второй передачах и мощность, развиваемую им.

Назад Оглавление Вперед


Яндекс.Метрика